Демонтаж металлоконструкций

в  Санкт- Петербурге  и  Лен.  области

Вывоз  Металлолома  в  СПб и Лен.  области

+7 911 183 27 71

Формирование рынка демонтажных работ

Еще несколько лет назад произвести демонтажные работы и снести здание промышленного или гражданского сектора могла любая компания, предоставляющая генподрядные услуги. Сегодня ситуация кардинально поменялась. На рынке появляется все больше компаний, основной деятельностью которых стал демонтаж сооружений и зданий. 

Реалии современного рынка недвижимости диктуют свои правила игры для участников строительного процесса. Дефицит свободных площадей под застройку давно уже стал одной из первых проблем, с которой сталкивается девелопер в реализации проекта. Чтобы построить что-то новое приходится разрушить и снести что-нибудь старое. Поэтому в большинстве случаев демонтажные работы инициируются именно девелоперами.

Рынок демонтажа сооружений, как отдельный сегмент строительства, начал формироваться совсем недавно – лет 10–15 назад. Тогда о точных инженерных расчетах при разборке зданий не могло быть и речи, демонтаж сооружений осуществлялся единственным существующим на тот момент агрегатом – шар-бабой. Сегодня же работы по демонтажу - очень трудоемкий процесс, который требует современного высокотехнологичного специализированного оборудования.


ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ


Снос и демонтаж сооружений является не просто процессом разрушения, а подготовительным этапом для будущего строительства, и ошибки на данной стадии чреваты осложнениями при дальнейшей работе.


Демонтажные работы в местах плотной городской застройки часто сопряжены со значительными трудностями, в силу ограниченности пространства, необходимости соблюдения строжайших норм безопасности и т. п. Частичный демонтаж сооружений призван сохранить качественную основу для последующего строительства, поэтому некачественные демонтажные работы недопустимы.


Как рассказывает Татьяна Андрейчук, маркетолог компании «Рисайклинг Партнер»: «Существует как минимум три основных способа демонтажа сооружений. Первый – разборка здания на составляющие конструкции (чаще всего применим для промышленных железобетонных зданий, зависит от состояния конструкций, которые затем используются вторично). Второй – разрушение так называемым «мягким взрывом». Третий – демонтажные работы с применением специализированной техники (промышленный способ). В зависимости от особенностей здания, состояния, его месторасположения, способы могут комбинироваться. В последнее время наиболее популярным способом является промышленный или, как его еще по-другому называют, механизированный демонтаж сооружений. Данный способ относится к наиболее экономичным и безопасным, особенно в случаях комбинации различных конструктивных материалов.


В зависимости от особенностей здания, этажности, материалов из которых оно построено, состояния конструкций, метода утилизации отходов, промышленные демонтажные работы происходят по-разному.


В любом случае первым этапом является разработка проекта производства работ (ППР). Затем выполняется ограждение строительной площадки и отключение всех инженерных коммуникаций, расположенных «в пятне» демонтируемого здания.


Малоэтажные здания можно демонтировать при помощи экскаватора с ковшом. Демонтаж сооружений большей этажности осуществляется с использованием экскаваторов с гидроножницами. Ими постепенно «обкусывается» здание, и куски строительного лома сбрасываются вниз. Другие экскаваторы, оснащенные навесным оборудованием (гидроножницами, гидромолотами, ковшами), разбирают, измельчают, сортируют образовавшийся завал и грузят его на самосвалы. Гидромолотом дробят, гидроножницами перерезают крупные железобетонные обломки, ковшом их разгребают и грузят.

Демонтажные работы по ликвидации высотных зданий производятся при помощи длинноруких экскаваторов со все тем же навесным оборудованием. Длина стрелы длиннорукого экскаватора может достигать 48 м (такие экскаваторы работают в Европе), максимальная длина стрелы экскаватора, представленного в Украине – 24 м. На строительной площадке (при небольшом объеме работ) может работать и один экскаватор. На нем быстро заменяется навесное оборудование при помощи специальных приспособлений (так называемых быстросъемов). Такая смена оборудования абсолютно не влияет на производительность, и экскаватор может выполнять другие операции».


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОМОЩНИКИ


«Сегодня демонтаж сооружений механическим способом используется в 90 % случаев», – отмечает Михаил Алесенко, директор компании «Демонтажные технологии». Специальную технику используют как при трудных механических работах, так и при сложных демонтажных работах, проводящихся вручную с использованием специального оборудования.


Например, «для разборки бетонных и железобетонных строительных конструкций, где исключается применение гидравлических или статических нагрузок на массив, наиболее приемлемым является способ резки канатно-пильными установками или станками с отрезными алмазными дисками. Станок с алмазными дисками может обеспечить резку бетона и железобетона толщиной до 450 мм. С его помощью вырезают оконные, дверные и другие проемы, разбирают полы. Для канатно-пильной установки нет ограничений по толщине и размерам бетонного, железобетонного массива. Наиболее эффективно использовать канатно-пильную установку при демонтаже железобетонных мостов, высотных труб, мощных подпорных колон, платформ. Основные преимущества – отсутствие динамических и статических нагрузок на массив, ровный и гладкий срез, высокая производительность», – рассказывает об используемой технике в процессе демонтажа г-н Алесенко.


Среди основных орудий для демонтажных работ компании активно используют такую технику: экскаваторы (на гусеничном ходу), оснащенные специализированным навесным гидравлическим оборудованием: гидроножницами и гидромолотами. Приобретают такую технику отечественные компании у зарубежного производителя: Liebherr, Hitachi, JSB, Hyundai, Komatsu, Volvo, Caterpillar, Doosan и др.


«По большому счету техники для демонтажа как таковой не существует. Есть модифицированная строительная техника для таких видов работ, выпускаемая зарубежными производителями. Ее специализация сложилась за многие годы работы на мировом рынке», – комментирует Александр Карпенко, эксперт компании «Техбудмеханика». «Но объем рынка техники для демонтажа зарубежного производителя с каждым годом увеличивается. Например, за 2007 год он вырос на 72 % по сравнению с предыдущим», – отмечает директор компании «Демонтажные технологии».


ОПЕРАТОРЫ РЫНКА


За последнее десятилетие на рынке демонтажа появилось множество компаний (преимущественно частного сектора), специализирующихся на выполнении работ, связанных со сносом различного рода зданий или сооружений; уборкой, расчисткой площадок под строительство для воздвижения всевозможных объектов и комплексов. 


Разрушение и демонтаж сооружений в настоящее время – это высокотехнологичный бизнес. Демонтажные работы приходится вести в стесненных условиях современных городов, технологичных производств, при соблюдении требований отсутствия шума, взрывов, пыли и вибрации. Поэтому не все компании, появляющиеся на рынке, могут впоследствии выдержать конкуренцию с уже имеющими имя и приличный по объемам парк техники операторами.


Как констатирует Роман Севостьянов, президент группы компаний «Промышленный демонтаж»: «Сейчас многие предприятия имеют 1–2 экскаватора и позиционируют себя как компании по разрушению. Думаю, это глубокое заблуждение. Если говорить о мировом строительном рынке, то существует целая отрасль так называемый demolition market – рынок разрушения и сноса зданий. Поверьте мне на слово, это не простой бизнес и с несколькими единицами техники серьезных тендеров не выиграешь. А иметь сильных конкурентов выгодно – это позволяет объединяться в отраслевую ассоциацию и иметь четкие правила игры, основанные на профессионализме участников рынка. Представьте, если непрофессионалу доверили демонтаж сооружения высотой 20–30 метров в центре города, и оно вдруг упало не туда?!! Таких примеров много и у нас. Это просто опасно. В сносе зданий почти как в медицине – нет права на ошибку».


КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА


На данный момент нельзя с уверенностью сказать, что отечественный рынок перенасыщен компаниями, осуществляющими демонтажные работы. Эта деятельность специфична и требует отменного знания своего дела, а самое главное – опыта.


Как отмечает г-н Карпенко: «Количество конкурентов за последние два года выросло десятикратно. Но конкурентоспособность 95 % компаний, выполняющих демонтаж сооружений, остается на очень низком уровне».


Операторы рынка рассказывают о так называемых «частниках-дилетантах», которые демпинговыми ценами на демонтажные работы переманивают потребителей на свою сторону, при этом, не зная толком своей работы и не учитывая «период ожидания». Было несколько случаев, когда «частник» просто «убегал» с начатых им работ, которые затем оказывались в тупиковом состоянии. Заказчику приходилось вызывать компетентную в этом деле компанию, которая доводила демонтаж сооружения до логического завершения.


Но суть конкуренции в том и заключается, чтобы у потребителя всегда существовал выбор, кому отдать предпочтение и кому платить за работу. В Киеве наблюдается тенденция к увеличению конкуренции среди частных фирм.


Существует еще один вид соперничества, который нельзя не отметить – это конкуренция среди компаний-производителей специальной техники для проведения работ по сносу и разборке. Каждая такая фирма естественно хочет иметь более широкую сеть своих товаров на рынке, оттого и создаются с каждым годом все более совершенные технические новинки, орудия, благодаря которым упрощается работа и повышается качество труда. Такая конкуренция идет только на пользу строительным компаниям, тем самым, облегчая им работу и подстегивая их на приобретение этих новинок.


ЦЕНЫ СКАЧУТ


На рынке компаний, осуществляющих демонтаж сооружений стоимость услуг зависит от многих условий: от сложности проведения той или иной операции, от техники и инструментов, которые будут использоваться при работе. И чем сложнее техническое решение, тем цена будет выше.


Вообще, как отмечают специалисты, демонтаж сооружений напрямую зависит от бюджетных средств, связан с принимаемыми законами и решениями городской администрации. И как только вопросы с финансированием решаются, у строителей продолжаются демонтажные работы. Тем не менее, во время так называемого застоя в заказах на демонтаж, компании занимаются разнопрофильными видами работ. В основном, это строительные услуги, которые помогают фирмам поддерживать свою рентабельность и нормальное финансовое состояние.


ПРОГНОЗЫ ЭКСПЕРТОВ


То, что демонтажные работы будут иметь спрос в городах-мегаполисах, сомнений не вызывает.


По словам специалистов, в Киеве имеется достаточно объектов готовых идти под снос. Пик работ по сносу (в столице) предвидится в следующие несколько лет, так как все свободные участки проданы, и сноситься будет много старых сооружений. Также будет увеличиваться количество профессиональных компаний, занимающихся механизированным демонтажом, а количество «демонтажников-дилетантов», наоборот, будет уменьшаться.


Но спрос на демонтажные работы в последующие пять лет будет неуклонно расти, однако, опять-таки все будет зависеть от финансирования проектов в этой отрасли.


источник: Журнал BUILD Review